ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №6 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск



Ребята, давайте задумаемся о роли книги в жизни человека.


В наш информационный век, век всеобщей компьютеризации, интерес к книге стремительно падает. Читать некогда, а часто и незачем. Сочинения, доклады, рефераты и даже дипломные работы компьютер или книжный рынок преподносят нам в готовом виде - не надо перерывать библиотечные полки, штудировать научные труды... - и вообще самостоятельно думать.
В этих чужих профессиональных работах грамотно сформулированы проблемы, приведены необходимые цифры, примеры, высказана собственная (автора) позиция...
И нам остаётся только потрудиться над титульным листом и - "в худшем случае" - попытаться понять напечатанное, если возникнет необходимость показать свою осведомлённость в содержании.
Как изменить ситуацию? Как снова пробудить интерес к чтению? И надо ли вообще что-то менять?
Надо. Это очевидно для большинства, кому небезразлична дальнейшая судьба страны и её подрастающего поколения.
Художественная литература - это сокровищница мыслей, идей и чувств, представленных в образной форме и передающих знания о жизни и людях многих поколений всего человечества.
Учебная и научная литература - это путёвка в жизнь, ориентир в выборе будущей профессии и утоление естественной любознательности человека.
Без книги нет человека образованного, эрудированного, с широким кругозором и чётко выраженной гражданской позицией. Для каждого из нас бесценным опытом становятся переживания, дела, ошибки и достижения героев прочитанной книги.
Без книги нет человека по-настоящему культурного, с грамотной речью, этически и эстетически развитого.
Впервые книга приходит к человеку в раннем детстве. Из сказок и стихов, прочитанных ему, малыш постигает азбуку добра и зла, прекрасного и уродливого в жизни. И то, каким надо быть, чтобы тебя любили, чтобы стать счастливым.
Потом он начинает читать сам и постепенно постигает очень важные для себя вещи...
Что значит любить Родину и свой народ, не жалея собственной жизни для
их спасения...
Как много значит для человека в самых трудных ситуациях сохранять
человеческое достоинство...
Как важно проявлять внимание, терпимость и уважение к людям...
Какое счастье приносят человеку его собственные добрые дела,
бескорыстная помощь и поддержка слабых и беззащитных...
Каких любви и заботы требуют от нас наши флора и фауна: "братья
меньшие" - животные, горы и леса, земли и воды... Как важно, затевая
любое дело, не навредить им...
Какие подвиги и замечательные приключения ждут тебя, если ты
любознателен, смел, благороден и честен...
В пору взросления актуальными для молодых читателей становятся темы любви и дружбы, верности и предательства, смысла жизни и выбора средств для достижения цели...
Для юношей и девушек уже важно получить ответы на вопросы мировоззренческого характера. Их волнуют вопросы политики, экономики, психологии и общественной жизни... Знания, полученные в школе, во многом уже определили интересы и планы на будущее - что безусловно отражается на их читательских запросах.
И если вся наша жизнь пройдёт рука об руку с книгой - мы уже не расстанемся с ней никогда.
Никакие экранизации и сокращённые пересказы произведений классиков - не заменят первоисточника. Образы, возникающие в нашем сознании во время чтения - это творения нашего мозга. Идёт развитие творческого мышления. А ведь "человек-творец", по утверждению Библии - и есть тот самый "венец природы", которым можно стать - только путём постоянного развития и самосовершенствования.
Далеко не всегда творения режиссёров и актёров фильма совпадают с нашим видением героев прочитанного произведения. Если совпали - мы одобряем, если нет - мы спорим. Ну, а если не читали - то и спорить не о чем: принимаем как данность, не прилагая никаких собственных усилий. И в этом случае выступаем только в роли потребителей - но никак не творцов.
О каком развитии речи мы можем говорить, если лучшие образцы её, созданные мастерами слова, классиками литературы - оказались сегодня невостребованными. Одна за другой закрываются библиотеки. Произведения поэтов и писателей - подлинных "инженеров человеческих душ" - стоят нетронутыми на полках. Ведь они требуют работы ума и души, творческого воображения и временных затрат на прочтение. В лучшем случае читают детективы, любовные романы или триллеры, т.е. развлекательную литературу, вполне пригодную для коротания времени в долгой дороге, но не для серьёзных раздумий и глубоких эмоций. А подавляющее большинство не читает ничего, кроме титров на экране телевизора.
Учащимся приходится кое-что читать и даже иногда вызубривать. А выдернутые из контекста главы и отрывки не могут не только увлечь, но губят на корню желание читать серьёзные, умные книги. Прочитав пару страниц из предложенного произведения, дети убеждены, что больше в нём ничего интересного быть не может - куда интереснее поиграть на компьютере или посмотреть американский боевик.
В газетах сейчас много пишут о резком снижении культурного уровня молодёжи, о примитивном сленге, вытесняющем литературную, грамотную речь. О мате, который почти легализовался на страницах книг современных "крутых" авторов и телеэкранах. Многих известных и уважаемых учёных, культурных деятелей и писателей сегодня тревожит процесс "дебилизации" населения. Неоднократно высказываются предположения или уверенные утверждения о существовании особой программы "оглупления" телезрителей.
Возвращение к животным инстинктам, навязывание примитивных стереотипов мышления, пошлого юмора; культа силы и нескончаемой изощрённой жестокости, перемежающиеся с глупой рекламой - всё это призвано сформировать личность ограниченную и алчную, агрессивную и аморальную.
Имеет ли эта программа успех? По-видимому, да. Но далеко не у всех.
У многих возникает неодолимое желание - вернуть своих соотечественников в то прекрасное время, когда Россия признавалась "самой читающей страной мира".
Только в такой стране могли появиться те самые триста тысяч ученых и деятелей искусства, перед которыми в девяностые годы двадцатого века - годы ломки социалистической идеологии и крушения СССР - распахнули свои границы США и Германия, Израиль и Швеция...
Многие из эмигрантов сегодня вернулись и не узнали страны. Криминал, коррупция, произвол "прикормленных" чиновников, обнищание народа и сверхбогатство кучки олигархов; дорогостоящее обучение и постоянная инфляция...
Противостоять всему этому могут люди думающие и болеющие за, своё Отечество, осознающие свои гражданские права и обязанности.
Такими людьми могут стать только те, кто получает уроки жизни из книг Гоголя и Пушкина, Некрасова и Тургенева, Толстого и Достоевского, Горького и Фадеева, Шолохова и Пастернака и многих, многих других - кому были понятны и боль народа, и его подвиги, и благородные порывы героев-одиночек, и настоящая любовь, и светлые, гуманистические идеалы...
Русская литература всегда была для многих поколений россиян - учителем, и воспитателем, проповедником, другом и помощником в трудные годы жизни.
Таковым должно оставаться её назначение и сегодня. И тогда, по словам Александра Меня, "не оскудеет русская душа".



автор программы РИТС (Развитие Интеллекта и Творческих Способностей - РИТС), учитель сошN6. Л.М.Гостюхина
Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №6 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области