|
|
Ребята, давайте задумаемся о роли книги в жизни человека.
|
В наш информационный век, век всеобщей компьютеризации, интерес к книге стремительно падает. Читать некогда, а часто и незачем. Сочинения, доклады, рефераты и даже дипломные работы компьютер или книжный рынок преподносят нам в готовом виде - не надо перерывать библиотечные полки, штудировать научные труды... - и вообще самостоятельно думать.
В этих чужих профессиональных работах грамотно сформулированы проблемы, приведены необходимые цифры, примеры, высказана собственная (автора) позиция...
И нам остаётся только потрудиться над титульным листом и - "в худшем случае" - попытаться понять напечатанное, если возникнет необходимость показать свою осведомлённость в содержании.
Как изменить ситуацию? Как снова пробудить интерес к чтению? И надо ли вообще что-то менять?
Надо. Это очевидно для большинства, кому небезразлична дальнейшая судьба страны и её подрастающего поколения.
Художественная литература - это сокровищница мыслей, идей и чувств, представленных в образной форме и передающих знания о жизни и людях многих поколений всего человечества.
Учебная и научная литература - это путёвка в жизнь, ориентир в выборе будущей профессии и утоление естественной любознательности человека.
Без книги нет человека образованного, эрудированного, с широким кругозором и чётко выраженной гражданской позицией. Для каждого из нас бесценным опытом становятся переживания, дела, ошибки и достижения героев прочитанной книги.
Без книги нет человека по-настоящему культурного, с грамотной речью, этически и эстетически развитого.
Впервые книга приходит к человеку в раннем детстве. Из сказок и стихов, прочитанных ему, малыш постигает азбуку добра и зла, прекрасного и уродливого в жизни. И то, каким надо быть, чтобы тебя любили, чтобы стать счастливым.
Потом он начинает читать сам и постепенно постигает очень важные для себя вещи...
Что значит любить Родину и свой народ, не жалея собственной жизни для
их спасения...
Как много значит для человека в самых трудных ситуациях сохранять
человеческое достоинство...
Как важно проявлять внимание, терпимость и уважение к людям...
Какое счастье приносят человеку его собственные добрые дела,
бескорыстная помощь и поддержка слабых и беззащитных...
Каких любви и заботы требуют от нас наши флора и фауна: "братья
меньшие" - животные, горы и леса, земли и воды... Как важно, затевая
любое дело, не навредить им...
Какие подвиги и замечательные приключения ждут тебя, если ты
любознателен, смел, благороден и честен...
В пору взросления актуальными для молодых читателей становятся темы любви и дружбы, верности и предательства, смысла жизни и выбора средств для достижения цели...
Для юношей и девушек уже важно получить ответы на вопросы мировоззренческого характера. Их волнуют вопросы политики, экономики, психологии и общественной жизни... Знания, полученные в школе, во многом уже определили интересы и планы на будущее - что безусловно отражается на их читательских запросах.
И если вся наша жизнь пройдёт рука об руку с книгой - мы уже не расстанемся с ней никогда.
Никакие экранизации и сокращённые пересказы произведений классиков - не заменят первоисточника. Образы, возникающие в нашем сознании во время чтения - это творения нашего мозга. Идёт развитие творческого мышления. А ведь "человек-творец", по утверждению Библии - и есть тот самый "венец природы", которым можно стать - только путём постоянного развития и самосовершенствования.
Далеко не всегда творения режиссёров и актёров фильма совпадают с нашим видением героев прочитанного произведения. Если совпали - мы одобряем, если нет - мы спорим. Ну, а если не читали - то и спорить не о чем: принимаем как данность, не прилагая никаких собственных усилий. И в этом случае выступаем только в роли потребителей - но никак не творцов.
О каком развитии речи мы можем говорить, если лучшие образцы её, созданные мастерами слова, классиками литературы - оказались сегодня невостребованными. Одна за другой закрываются библиотеки. Произведения поэтов и писателей - подлинных "инженеров человеческих душ" - стоят нетронутыми на полках. Ведь они требуют работы ума и души, творческого воображения и временных затрат на прочтение. В лучшем случае читают детективы, любовные романы или триллеры, т.е. развлекательную литературу, вполне пригодную для коротания времени в долгой дороге, но не для серьёзных раздумий и глубоких эмоций. А подавляющее большинство не читает ничего, кроме титров на экране телевизора.
Учащимся приходится кое-что читать и даже иногда вызубривать. А выдернутые из контекста главы и отрывки не могут не только увлечь, но губят на корню желание читать серьёзные, умные книги. Прочитав пару страниц из предложенного произведения, дети убеждены, что больше в нём ничего интересного быть не может - куда интереснее поиграть на компьютере или посмотреть американский боевик.
В газетах сейчас много пишут о резком снижении культурного уровня молодёжи, о примитивном сленге, вытесняющем литературную, грамотную речь. О мате, который почти легализовался на страницах книг современных "крутых" авторов и телеэкранах. Многих известных и уважаемых учёных, культурных деятелей и писателей сегодня тревожит процесс "дебилизации" населения. Неоднократно высказываются предположения или уверенные утверждения о существовании особой программы "оглупления" телезрителей.
Возвращение к животным инстинктам, навязывание примитивных стереотипов мышления, пошлого юмора; культа силы и нескончаемой изощрённой жестокости, перемежающиеся с глупой рекламой - всё это призвано сформировать личность ограниченную и алчную, агрессивную и аморальную.
Имеет ли эта программа успех? По-видимому, да. Но далеко не у всех.
У многих возникает неодолимое желание - вернуть своих соотечественников в то прекрасное время, когда Россия признавалась "самой читающей страной мира".
Только в такой стране могли появиться те самые триста тысяч ученых и деятелей искусства, перед которыми в девяностые годы двадцатого века - годы ломки социалистической идеологии и крушения СССР - распахнули свои границы США и Германия, Израиль и Швеция...
Многие из эмигрантов сегодня вернулись и не узнали страны. Криминал, коррупция, произвол "прикормленных" чиновников, обнищание народа и сверхбогатство кучки олигархов; дорогостоящее обучение и постоянная инфляция...
Противостоять всему этому могут люди думающие и болеющие за, своё Отечество, осознающие свои гражданские права и обязанности.
Такими людьми могут стать только те, кто получает уроки жизни из книг Гоголя и Пушкина, Некрасова и Тургенева, Толстого и Достоевского, Горького и Фадеева, Шолохова и Пастернака и многих, многих других - кому были понятны и боль народа, и его подвиги, и благородные порывы героев-одиночек, и настоящая любовь, и светлые, гуманистические идеалы...
Русская литература всегда была для многих поколений россиян - учителем, и воспитателем, проповедником, другом и помощником в трудные годы жизни.
Таковым должно оставаться её назначение и сегодня. И тогда, по словам Александра Меня, "не оскудеет русская душа".
автор программы РИТС (Развитие Интеллекта и Творческих Способностей - РИТС), учитель сошN6. Л.М.Гостюхина
|
|
|